Патриотическое воспитание студенческой молодежи РК

В условиях модернизации общественного сознания в нашей республике проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде обретает особую актуальность, ведь в сознании некоторой части молодых людей патриотизм воспринимается поверхностно, абстрактно, только как чувство, не накладывающее на личность особой ответственности за конкретные дела и поступки. Кроме того, нельзя закрывать глаза и на такую проблему как «утечка мозгов» из страны. Мы знаем, что сегодня из Казахстана продолжают уезжать готовые квалифицированные специалисты, среди которых много талантливой молодежи. Так например, по имеющимся данным только за 5 месяцев 2019 года МВД РК оформило документы на выезд на постоянное место жительство 15424 казахстанцам. Для сравнения, по данным Комитета по статистике Миннацэкономики РК за этот же период  2018 года число выбывших из Казахстана увеличилось на 19,8%  [1] При этом,  как отмечают некоторые эксперты: «Страну покинули 22,7 тысячи специалистов — на 11,3% больше, чем годом ранее. В том числе утечка по техническим специальностям — 7,4 тыс. чел. (+12,1% год к году); экономическим — 3,9 тыс. (+8,3% год к году); педагогическим — 2,5 тыс. (+8,7% год к году). В перечисленных специальностях показатели сальдо миграции наиболее негативны, отток специалистов не восполняется притоком» [2] Также отмечается такая тревожная тенденция, как увеличение молодежной миграции из страны. Увеличение эмиграционных настроений, конечно, может иметь ряд негативных последствий. Например, это дефицит кадров, который несомненно может отразиться на развитие экономики, дестабилизации рынка труда и т.д.

В связи с обозначенной проблемой, на сегодняшний день необходимость повышения у молодежи чувство казахстанского патриотизма, формирование активной гражданской позиции любви к своей Родине особо актуализируется. Важно это еще и потому, что в нашей республике молодежь составляет немногим меньше четверти всего населения страны и являет собой определенную часть избирательного корпуса и трудового потенциала государства. Поэтому молодежные проблемы нельзя рассматривать в отрыве от общегосударственных, так как все социальные группы нашего общества испытывают в целом одинаковые социально-экономические проблемы. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, занимают вопросы воспитания чувства патриотизма и гордости за Отчизну.

Цель данной работы определяется тем, чтобы на примере деятельности работы нашего колледжа по формированию чувства патриотизма и гражданской ответственности доказать, что патриотическое воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой и главное важной частью молодежной политики Республики Казахстан.

Основные результаты исследования. Нет сомнения, что в настоящее время патриотическое воспитание является ключевым направлением молодежной политики в Республике Казахстан. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомания, алкоголизм и экстремистских настроений.

Как известно понятие «патриотизм» происходит от греческого слова «patriot», что в переводе означает «соотечественник». Корень слова «patriot» Родина, Отечество, что означает любовь к отечеству, преданность к нему, стремление своими действиями служить ее интересам. Патриотизм одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это прошлое, настоящее и будущее народа.

Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, как основа мировоззрения, элемента нравственных идеалов, норм и ценностей, регулирующих поведение индивида. В толковом словаре по культурологи, подготовленном российскими учеными вполне справедливо отмечается: “Патриотизм представляет собой нравственный принцип, нравственную норму и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых” [3; 152]

О значимости и важности патриотического воспитания молодежи неоднократно подчеркивал наш Лидер Нации Н.А. Назарбаев. Например, в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстана – 2050-новый политический курс состоявшегося государства» он подчеркивал «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласия. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общество, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины» [4].

В статье  «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условии модернизации общественного сознания является сохранение собственного национально-генетического кода, фундаментальная основа которого является –  патриотизм [5]. На основании положении данной статьи была разработана  программа «Рухани жаңғыру», в которой  обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, войти в 30 развитых государств мира. Программа предусматривает несколько проектов, направленных на достижение этих целей.

Для молодых казахстанцев ярким примером реального патриотического проявления является трудовой и жизненный путь Лидера Нации, Первого Президента Н.А. Назарбаева, который уделял большое внимание улучшению социальн-экономического положения молодежи и патриотическому воспитанию молодого поколения.

Указом Главы государства от 14 ноября 2018 года, 2019 год был объявлен Годом молодежи. Лидер Нации Н.А. Назарбаев  на торжественной церемонии открытия Года молодежи в Казахстане в 2019 году  в своем  прямом  обращении к молодежи отмечал: «Молодежь – это ключевой фактор конкурентноспособности нашей страны в современном мире» Именно от вас – от ваших знаний, энергии и патриотизма зависит будущее Казахстана. Все, что мы делаем сейчас, делается ради вашей счастливой жизни, чтобы вы смогли в полной мере реализовывать свой потенциал и возможности» [6].

Одним из позитивных результатов государственной молодежной политики является численный и качественный рост молодежи в структуре населения Казахстана. Так, в соответствии с официальными данными численность молодежи насчитывается «Сегодня по республике насчитывается 3,8 млн молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет» [7].

Системность и последовательность государственной молодежной политики реализуется на местах. В частности, патриотическое воспитание  всегда являлось и является одним из приоритетов работы  в «Серебрянском технологическом колледже». Это обусловлено тем, что именно данная сфера предусматривает формирование у студентов прочных гражданских позиций и мировоззренческих ориентаций, обеспечивающих продуктивную жизнь и деятельность молодого гражданина Республики Казахстан в условиях современного демократического общества. Патриотическое воспитание студентов колледжа реализуется через воспитательную работу, через преподаваемые уроки дисциплин гуманитарного цикла, через внеклассные мероприятия. Основная цель этих мероприятии, это свободное развитие личности, воспитание студенческой молодежи в духе гражданственности и  патриотизма.

Таким образом, процессы обучения и воспитания – это два параллельных, взаимодополняющих видов деятельности, где происходит не только подготовка специалиста, но и личности гражданина нашего государства.

В период обучения в колледже процесс социализации молодых людей еще не завершен. Именно в этот период важно оказать поддержку и помощь в формирование гражданина нашего общества, с активной жизненной позицией. Для этого в колледже существует молодежная организация «Бірлік» – «Единства», где молодежь имеет возможность проявить себя.

Данная организация выражает интересы, защищает права молодежи, способствует активизации исследовательской работе студентов, помогает проводить мероприятия, способствующие активизации гражданской ответственности. Проводится комплексная и системная работа по реализации государственной молодежной политике РК в частности: разъяснение ежегодных Послании Главы государства, содержание и действие Патриотического акта «Мәнгілік ел» и другие. Активисты организовывают форумы, круглые столы, диспуты на которых рассматриваются вопросы особенностей формирования национального сознания, казахстанской идентичности в глобальном мире. Также, студенты-активисты принимают участие в организации волонтерской помощи сиротам, пожилым людям.

В нашем колледже стало традиционным проведение мероприятий общественно-политической, патриотической направленности, участие в которых способствует практической реализации важнейших принципов государственной молодежной политике. Например: фестивали национальных культур, празднование Наурыз мейрамы, Дня Единства народов, «Фестиваль Здоровья», патриотические акции «Менің Қазақстаным», военно-патриотические акции, конкурсы и олимпиады назнание Конституции, государственных символов, истории Казахстана, государственного языка и др. Целевыми индикаторами и ожидаемыми результатами данных мероприятии являются:

– повышение уровня гражданственности студенческой молодежи;

– активное участие студентов в общественно-политических мероприятиях.

Тема патриотизма успешно решается на уроках истории, потому что история  – это наука, которая делает человека и гражданином и патриотом. В преподавании истории преподаватель ориентируется на объективные трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической приемственности, уважения к своим предкам, вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любо политическом режиме. История нашей родины-это наше достижение. В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены следующие пути:

1)интеграция дисциплин гуманитарного цикла;

2)углубленное изучение исторического материала на основе современных исторических исследований и их философского анализа;

3)актуализация исторических событии с явлениями и проблемами современного мира;

4)теоретическая обоснованность активизации деятельности студентов в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.

Следовательно, важными факторами воспитания является формирование индивидуально- личностного отношения студентов к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний студентов. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закреплении традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.

Таким образом, современная система образования должна осуществлять подготовку такого выпускника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Нашему обществу нужны не только специалисты-профессионалы, но и патриоты. Именно учреждения образования способствуют формированию гражданской позиции и расширению мировоззрения. Это работа повседневная, многоплановая  и рассчитанная на многие годы вперед. Основополагающим принципом в этом вопросе является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа

 

Список литературы и интернет ресурсов

1.Более 15 тысяч человек уехали из Казахстана за 2019 год /https://neonomad.kz/
2.Почти все эмигранты из Казахстана выбирают Россию / https://eadaily.com/ru/news/2019/03/05/pochti-vse-emigranty-iz-kazahstana-vybirayut-rossiyu

  1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи /Б.И. Кононенко.-Москва, 2000., стр.512
  2. Стратегия “ Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана

/http://.akorda.kz

  1. Назарбаев Н.А.Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания

/www.akorda.kz

  1. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева на торжественной церемонии открытия Года молодежи. 23 января 2019 года

/http://.akorda.kz

  1. inform.kz

https://www.inform.kz/ru/kakim-byl-2019-god-dlya-molodezhi-kazahstana

 

Автор публикации

не в сети 4 года

SPAM1978

Комментарии: 0Публикации: 4Регистрация: 11-03-2020

Добавить комментарий