Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание

В наше время актуальными вопросами являются сохранения нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Наряду с семьей основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания принадлежит школе как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школах единой системы духовно-нравственного воспитания.

Эстетическое Патриотическое
Национальное СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Гражданское
Интернациональное Политическое Культура поведения
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы класса, ориентированные на формирование воспитания нравственных ценностей:
1. развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания
2. развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей
3. создание условий для нравственного самовыражения личности
4. поддержка личности
5. построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.
Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю. Функции классного руководителя:
• изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся
• ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание
• изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, школы.
Для осуществления эффективного взаимодействия социальных институтов семьи и школы рекомендуется организация отдельного направления этой системы: духовно-нравственного воспитания семьи.
Духовно-нравственное воспитание семьи предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
1. Семьям, переживающим разные периоды развития:

– молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
– молодым супругам (до рождения ребенка),
– семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
– родителям детей-дошкольников (посещающих и не посещающих дошкольное учреждение),
– родителям младших школьников,
– родителям подростков,
– родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

– многодетным,
– малоимущим,
– неполным семьям,
– семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:

1) просвещения родителей (по общим вопросам воспитания и специально по вопросам духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к православной культуре),
2) организации совместной деятельности семей.
Программа бесед с родителями по воспитанию у учеников нравственных ценностей включает следующие направления:
• особенности психофизиологического развития учеников и учет этих особенностей в системе нравственного воспитания
• проблемы подросткового и юношеского возраста. Темы для бесед: «Семья и духовное развитие школьника», «Психология юношеской дружбы и любви», «Родители – советчики и друзья»
• «Материальные и духовные ценности в жизни человека», «Нравственность – удел каждого»
• «Нравственная позиция в сложных жизненных ситуациях», «Честь и достоинство»
• «Акцентуации характера», «социальная адаптация учащихся»
Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагогов, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.

Духовно-нравственное воспитание
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания; средового подхода и эстетизации среды.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.
Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:
• воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
• организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
• организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
• организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
• создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
• укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Направления работы классного руководителя:
Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов “Учись учиться”, викторина “Что? Где? Когда?”, серии классных часов “Замечательные люди науки”, “За страницами учебника” и т.д.
Ценностно – ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра “Символы Казахстана”, виртуальное путешествие “Если с другом вышел в путь”, серии классных часов “Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета), “Горжусь тобой мой Казахстан” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.
Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.
Трудовая деятельность: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий”, выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и т.д.
Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в Объединении “Милосердие” при кафедре “Философия и Религиоведение” КГПИ, КГУ. Учащиеся являются членами Объединения “Милосердие”, которое оказывает помощь детям-сиротам. Участие к жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.
Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний карнавал”, “Весенние забавы”, посещение драматического и кукольного театров, филармонии и зала классической музыки, вечера авторской песни, поездки по городам Золотого кольца и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотекой семейного чтения.
Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, “Школа здорового образа жизни”, “Веселые старты”, “Вечер комических Эстафет”, “Малые олимпийские игры”, устный журнал “Спортивный калейдоскоп”. “День бегуна”, тематические классные часы “О болезнях грязных рук”, “Секреты здорового образа жизни”, “ В здоровом теле – здоровый дух”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “ О профилактике вредных привычек”, “Моё здоровье- залог здоровья моего поколения” и т.д.
Деятельность свободного времени: изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”, серии классных часов “Школа научной организации труда и отдыха”.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:
• Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
• Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
• Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
• Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

Духовный – …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

В.И.Даль «Толковый словарь»
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
«Духовно – нравственное воспитание» – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

^ Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков – это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

Без друга – взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально – моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

В.А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
– помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
– научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
– создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
– поощрять самовыражение и уверенность в себе;
– введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
– сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

^ В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно – полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную, коррекционную виды деятельности.

Руководствуюсь принципами:

Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;

Естественный и природосообразный характер воспитания;

Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

В основу положены следующие воспитательные методы:
– вовлечение в деятельность
– стимулирование
– сотрудничество
– доверие
– открытый диалог
– свобода выбора
– увлечение
– коллективный анализ и оценка
– контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
– личный пример

Применяю разные формы работы:
– система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);
– диспуты («Счастливый человек…Какой он?»
– внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
– беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
– экскурсии;
– коллективно – творческие дела;
– психологические тренинги общения для подростков;
– индивидуальное и коллективное консультирование;
– игры и игровые программы;
– спортивные соревнования;
– познавательно – досуговые программы.

Чтобы определить осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений, я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?»

Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь, уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила учащимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «Что такое счастье?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).

Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо.

Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.

Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:

1.Честность – 76%
2.Трудолюбие, образованность – 52%
3. Гуманность, личное достоинство – 13%
4. Ответственность, порядочность – 38%
5. Чуткость – 14%
6. Дружелюбие, самостоятельность – 37%

Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.
Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость».
В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.
Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

Доброта – это …
Быть добрым – это значит …
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …
Терпимость – это …
Быть терпимым – это значит … и т. д.

С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.

Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, учащиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно, следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Учащиеся учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В.Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность – осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Автор публикации

не в сети 5 лет

shagun irina

shagun_68@mail.ru
Комментарии: 0Публикации: 9Регистрация: 12-12-2018

Добавить комментарий