Ценообразование и налоговая система РК

Ценообразование и налоговая система РК

Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В рыночной экономике процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цена и ценообразование — важнейшие понятия рыночной экономики. Самыми общими словами, ценой мы называем ту денежную сумму, которую покупатель отдаёт на рынке в обмен на реализуемый продавцом товар. Таким образом, цена — основная характеристика товара с точки зрения рыночной экономики.
Общепризнанного определения такой сложной экономической категории, как цена, нет. Одним из наиболее удачных образных определений можно назвать следующее: цена определяется затратами производителя и искусством продавца. Цена призвана отражать интересы всех участников рынка: производителю необходимо возместить вложенные средства и получить прибыль; покупатель должен оправдать стоимость приобретённого товара, получив в свою очередь выгоду от его использования.
Ценообразование — один из ключевых факторов рыночной экономики и наиболее сложный участок маркетинговой работы. Коммерческая успешность любого производителя товаров или услуг во многом определяется выбором стратегии и тактики ценообразования. Сложность состоит в том, что цена в конкретный момент времени может зависеть от множества факторов — не только экономических, но и политических, и социальных, и психологических.
Оптимальная цена на товар или услугу:
обеспечивает рентабельность предприятия;
интересна покупателю;
позволяет поддерживать присутствие товара на рынке и его сбыт на неснижаемом уровне.
Выделяется несколько основных целей, которые может преследовать производитель товаров или услуг при установлении цены:
Сохранение предприятия — такую задачу производитель вынужден решать на рынке очень высокой конкуренции, либо в случае, когда запросы потребителей подвержены резким колебаниям необъяснённой природы.
Максимум текущего дохода, то есть увеличение объёма продаж и валовой выручки.
Максимум текущей прибыли, то есть извлечение наибольшей прибыли в условиях определённого рынком баланса спроса и предложения на текущий момент времени.
Завоевание рынка — производитель стремится максимально увеличить объёма сбыта, пренебрегая сиюминутной прибыльностью, имея цель в будущем наверстать прибыль за счёт уменьшения доли постоянных издержек в цене товара.
Завоевание лидирующей позиции — производитель готов поддерживать достаточно высокую цену на товар, позволяющую покрывать расходы на инновации и усовершенствование продукции, с тем, чтобы обеспечить репутацию лидера по качеству.
Виды цен на мировых товарных рынках
В практике хозяйствующих субъектов применяются различные виды цены на товар:
Розничная цена — применяется при реализации товара конечным индивидуальным потребителям на предприятиях розничной торговли.
Оптовая цена — определяется, как правило контрактом на поставку. В зависимости от возможности пересмотра цены в процессе исполнения контракта, оптовая цена может определяться следующим образом:
Твёрдая цена (стабильная цена, фиксированная цена, гарантированная цена) — устанавливается при подписании контракта и не подлежит пересмотру в течение всего срока поставок;
Подвижная цена — изменяется в зависимости от колебаний цены на товар на рынке; при этом в условиях пересмотра цены (называемых ценовой оговоркой) обязательно указывается тот официальный источник статистической информации о среднерыночной цене, который будет использован. Такая цена устанавливается обычно в случае долгосрочного контракта на поставку сырья, сельскохозяйственной, продукции тяжёлой промышленности;
Скользящая цена — корректируется в зависимости от возможных изменений себестоимости товара. Такая цена может устанавливаться в случае, когда продукция длительного срока изготовления целенаправленно создаётся в рамках данного контракта. При этом стороны не только устанавливают первоначальную цену, но и определяют в контракте её структуру, а также метод корректировки цены на случай изменения стоимости материалов, уровня оплаты труда, изменения условий налогообложения и других факторов, влияющих на издержки производителя.
Справочная цена — цена на товар, публикуемая производителем в каталогах, прейскурантах, периодических печатных изданиях. Эта цена является базисной для установления контрактной цены с конкретным покупателем; она может быть номинальной (то есть определённой службой маркетинга на основе собственных расчётов) либо основанной на последних по времени продажах аналогичного товара.
Аукционная цена — цена на товар, определяемая в результате проведения аукциона. Эта цена наиболее «справедлива» в том смысле, что она определяется исключительно по реальному балансу спроса и предложения, сложившемуся на дату реализации товара.
Факторы, влияющие на ценообразование[править | править вики-текст]
Цена на товар на определённом рынке не является постоянной величиной даже в пределах небольшого срока. Цены подвержены изменениям и колебаниям в зависимости от целого ряда факторов, начиная от политических и макроэкономических событий и заканчивая модой и погодой. Некоторые из этих факторов могут быть спрогнозированы, другие же носят вероятностный характер или вовсе непредсказуемы. В связи с этим при ценообразовании важно понимать, какие факторы оказывают влияние на определение цены, в какой мере производитель может использовать позитивные и нивелировать влияние негативных факторов.
Внутренние факторы, воздействующие на формирование цены производителем:
цель, преследуемая производителем,
стратегия реализации определённой группы товаров (методы продвижения продукции),
финансовые возможности предприятия,
возможность и способность своевременной и точной пообъектной оценки издержек производства,
организация ценообразования, возможности оперативного и эластичного ценового регулирования,
сопутствующие услуги, предоставляемые производителем конечному потребителю (техническое обслуживание, гарантийный ремонт).
Внешние факторы, которые необходимо учитывать при ценообразовании:
макроэкономические — фаза экономического цикла, общее состояние совокупного платежеспособного спроса, величина инфляции;
микроэкономические — величина издержек производства и обращения, условия налогообложения;
уровень спроса и предложения товара на рынке, а также близких по качеству аналогичных (взаимозаменяемых) товаров;
потребительские качества товара — полезность, эффективность, надёжность, дизайн, экономичность, престижность;
зависимость спроса от специфических условий — сезонности спроса, наличия точек ремонта и обслуживания, величины эксплуатационных расходов потребителя;
политические, например, государственное регулирование обращения отдельных видов товара и ценообразования на них.
Формирование стратегии ценообразования предусматривает ряд этапов:
определение оптимальной величины производственных затрат в условиях сложившегося уровня цен на рынке;
установление полезности предлагаемого на рынок товара и сопоставление его потребительских свойств с запрашиваемой ценой;
расчёт объёма производства продукции и доли рынка, обеспечивающей оптимальное достижение поставленной управленческой цели;
анализ конкуренции: прогноз ответной реакции конкурентов и её влияния на ценовые мероприятия.
Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.
Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.
В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне.
Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать “мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства”.
Добывает себе государство денежные средства различными способами:
– в одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического примера которого выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние);
– в других случаях добывание денег происходит путем их принудительного изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги.
Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».
А современный ученый М.Т. Оспанов правильно, на наш взгляд, усматривает в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманской религиями достославной десятине» зородышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в «условиях, когда государство в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной организации проявились у одних народов в виде патриархально организованных объединений (германские племена), у других управляющихся олигархиями городов-государств (греческий мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин.
Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида.
При этом по каждому налогу определяются его плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура – система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля).
Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых поступлений в бюджет, а также выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные налоговым законодательством.
Налог – установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которыми обеспечивается мерами государственного принуждения.
Налог – это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:
Элементами налога являются:
1) субъект налога;
2) объект налога;
3) норма налога;
4) порядок уплаты налога;
5) льготы по налогу.

Автор публикации

не в сети 6 дней

Администратор ресурса

Здравствуйте. Если у Вас возникают какие-либо вопросы касательно работы сайта, то вы можете написать на электронную почту admin@learn-more.kz
Комментарии: 24Публикации: 287Регистрация: 25-01-2017

Добавить комментарий