Виды, типы уроков. Задачи урока ФК. Структура урока.

Аралас сабақ жоспары

План комбинированного урока по Теории и методике физического воспитания

Сабақтың  тақырыбы

Тема урока: Виды, типы уроков. Задачи урока ФК. Структура урока.

Білімділік максат:

Образовательная цель:  Научить студентов отличать типы и виды уроков. Ознакомить с задачами урока.

Дамытушылық максат:

Развивающая цель:  Развивать познавательные способности в усвоении инфрмации по преподаванию предмета в школе.

Тәрбиелік максат:

Воспитательная цель:  Воспитывать интерес к познанию методики ФВ.

Сабақтың  типі

Тип урока: комбинированный

Сабақтың әдістері

Методы обучения: объяснение, беседа, рассказ,проверка знаний

Пәнаралық байланыс

Межпредметные связи: педагогика, физиология.

Жабдықтау

Оборудование: учебник, доска, мел

Сабақтың  барысы

Ход урока

  1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационный этап:

Сообщение темы и задач урока

  1. Үйге берген тапсырманы және білімдерін жан-жақты тексеру.

Проверка домашнего задания и всесторонняя проверка знаний:

Устный опрос по цепочке

1) перечислить преимущества урока ФК относительно других форм ФВ

2) перечислить требования, предъявляемые к уроку

3)Четкость постановки целей и задач

4) Соответствие состава учебного материала учебной программе
и характеру поставленных задач

5) Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом
дидактической цели и задачи урока

6) Тесная связь уроков с предыдущими и последующими

7) Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

8) Постоянное видоизменение содержания урока, методики его
организации и проведения

9) Обеспечение травмобезопасности урока

10) Постоянный контроль за ходом и результатами учебной дея­тельности учащихся

11) обеспечение условий для проведения урока

  1. Білімді белсенді және саналы түрде меңгеруіне дайындық.

Подготовка к активному и осознанному усвоению знаний:

Виды, типы уроков. Задачи урока ФК. Структура урока.

  1. Жаңа білімді меңгеру.

Усвоение новых знаний:

  1. Структура урока и характеристика его частей.
  2. Постановка задач.
  3. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.
  1. Жаңа білімді меңгеруін тексеру және пысықтау.

Проверка понимания новых знаний и закрепление:

  • дать харектиристику частей урока ФК
  • какова цель вводно-подготовительной части урока?
  • основной части урорка
  • заключительной части
  • какие задачи ставятся перед каждым уроком?
  • какие задачи соответствуют каждой части урока?
  • разновидности уроков по признаку преимущественной направленности
  • назовите типы уроков
  1. Үйге берілген тапсырма туралы мәлімет.

Информация о домашнем задании:

Холодов, Кузнецов стр. 215-219

  1. Қорытындысын шығару. Подведение итогов:

Рефлексия.

Плюс-минус-интересно

Выставление оценок

Оқытушы. Преподаватель: ____________ Набиркина Т.В.

Материалы лекции

Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физи­ческой культуры состоит из трех функционально связанных со­ставных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изме­нения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию по­коя за счет постепенного повышения функциональной работо­способности своих органов и систем. Это называется фазой враба-тывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устой­чивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, ко­торая соответствует заключительной части урока.

  1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подгото­вить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются сле­дующие методические задачи:
  • обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;
  • активирование внимания и повышение эмоционального со­стояния занимающихся;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи­зических упражнений);
  • обеспечение специальной готовности к первому виду уп­ражнений основной части урока (выполнение подводящих и под­готовительных упражнений).

В подготовительную часть урока включают игровые задания (2— 3 мин) для активизации в состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих уп­ражнений в строю и отдельные специально подготовительные уп­ражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с пред­метами и отягощениями: упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. внимания и повышения эмоционального

Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки

Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких обще развивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преиму­щественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плос­костях, под счет и самостоятельно без счета — по заданию; при­менения упражнении с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.

Рекомендуется такой порядок выполнения обшеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражне­ния для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительно­сти занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

  1. Основная часть урока. Цель основной части — решение наи­более значимых оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ycвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание] специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание обшей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержании эмоционального тонуса и закрепления прой­денного на уроке материала преподавателю следует завершать ос­новную часть подвижными играми и игровыми заданиями и уп­ражнениями с включением движений, разученных на уроке.

Продолжительность основной части урока зависит от продол­жительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физиче­ской культуры она обычно длится 25—30 мин.

  1. Заключительная часть урока. Цель заключительной части уро­ка — постепенное снижение функциональной активности орга­низма занимающихся и приведение его в относительно спокой­ное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методи­ческих задач:
  • снижение физиологического возбуждения и излишнего на­пряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, са­момассаж);
  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры,игровые задания, упражнения на внимание);
  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль­татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот­реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани­мающихся на последующих уроках);
  • сообщение домашнего задания для самостоятельных заня­тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания нее задачи принято делить на три группы, исходя из их направ­ленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образорателъные же — с указанием уровня овладе­ния техникой движения.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физичес­кие упражнения.

В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.

При обучении двигательным действиям задачи урока форму­лируются следующим образом:

  • при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомле­ние с техникой…» (и далее указывается то упражнение или от­дельный его элемент, которое осваивается);
  • при разучивании двигательного действия: «Разучивание тех­ники выполнения…»”,
  • при совершенствовании двигательного действия: «Совершен­ствование техники выполнения…».
  • Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй — разучивания, третьей — совершенствования. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возмож­ного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния уп­ражнений на организм занимающихся.

Формулирование оздоровительных задач осуществляется сле­дующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходь­бы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.

При решении задач воспитания физических качеств рекомен­дуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выпол­нении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи — это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дис­танции 5 км» и т.д.

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. По приз­наку преимущественной направленности на решение образова­тельных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков. Уроки с преимущественно оздоровительной направленность, проводятся в двух вариантах: первый — развивающие (формирую­щие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности.

Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравствен­ного или эстетического воспитания.

Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.

Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

Типы уроков

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четвер­ти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уро­ках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетны­ми требованиями и учебными нормативами.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигатель­ными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углублен­ного изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, разви­тия физических качеств, контроля за уровнем физической подго­товленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широ­ко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление успеваемо­сти или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.

Автор публикации

не в сети 5 лет

nabirkina70

Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 19-12-2018

Добавить комментарий