Программа рассчитана на педагогов дополнительного образования ОУ, преподавателей-тренеров спортивных школ, тренеров физического воспитания в колледже обязательно прошедших подготовку на специализированных курсах (инструкторов детско-юношеского туризма, базового уровня и т.п.).
Реализация программы обеспечивается проведением теоретических и практических занятий, учебно-тренировочных выходов, участием в соревнованиях и тематических заездах, совершением походов. В основном это осуществляется на практических занятиях. На третий год обучения основной упор делается на самостоятельную работу каждого воспитанника и команды (педагог занимает наблюдательную и совещательную позицию).
Педагогам необходимо вести в объединении обязательный учет спортивных, туристских и краеведческих достижений каждого спортсмена. Полезно завести на каждого обучающегося «Туристский паспорт», куда будут записываться результаты в соревнованиях, упражнениях, участие в походах.
Для привития устойчивого интереса к занятиям по спортивному туризму, руководитель должен ставить на каждом занятии перед обучающимися цели. Краткосрочные – на конец месяца, квартала, долгосрочные – на конец года, обучения.
При реализации данной программы педагог может использовать различные технологии обучения, применяемые современной педагогикой и переработанные в соответствии со спецификой программы. При этом необходимо учитывать следующие важные аспекты педагогического процесса.
Для занятий, проводимых мероприятий и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, рекомендованным Министерством Образования Республики Казахстан в «Примерном перечне».
Спортивный туризм является одним из молодых видов спорта в нашей стране, но с
каждым годом он получает все большее признание. 3
Спортивный туризм, как один из видов спорта, направлен на совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, повышения вероятности безаварийного проведения спортивных походов 1-3 категорий сложности. Как вид спортивный туризм играет важную роль в военно-патриотическом воспитании студентов, в подготовке к защите Родины. Кроме того, туризм является благодатной формой воспитания необходимых для современных условий качеств личности.
Основная цель настоящей программы: комплексное развитие физического и тактического мастерства занимающихся спортивным туризмом для результативного и безопасного участия в соревнованиях городского, областного и республиканского масштаба и в спортивных походах 1-3 категории сложности по различным видам спортивного туризма.
Задачи данной программы:
1. Вовлечь учащихся в систематические занятия спортивным туризмом.
2. Воспитать и развивать моральные и волевые качества: выносливость, умение преодолевать трудности, работоспособность, смекалку, умение выживать в экстремальных условиях, умение общаться и уживаться в коллективе, сознательную дисциплину, нести ответственность за порученное дело, любовь к родному краю, природе, творческий подход к любому делу.
3. Укрепить здоровья учащихся.
4. Отработать и совершенствовать технические и тактические приемы при преодолении реальных препятствий.
5. Развить основные и специальные физические качества у спортсменов.
6. Подготовить квалифицированных спортсменов для участия в областных и республиканских соревнованиях по спортивному туризму, ориентированию и скалолазанию.
7. Подготовить инструкторов и судей по туризму.
Первый годичный цикл – этап базовой туристско-спортивной подготовки. Предусматривается психолого-педагогическая и медицинская диагностика творческих способностей, талантов и возможностей обучающихся, определение начального общего уровня физического и функционального развития.
За первый год занятий обучающимся необходимо овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, участию в туристских походах, санитарии и личной гигиене туриста-спортсмена, соблюдению элементарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условия и самообслуживания, основам здорового образа жизни и закаливания организма.
Второй годичный цикл – этап начальной туристско-спортивной подготовки. Обучающимся необходимо в совершенстве овладеть основами стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, технике и тактике спортивного туризма, участию в спортивных туристских походах, санитарии и личной гигиене туриста-спортсмена, соблюдению элементарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условия и самообслуживания.
Третий годичный цикл – этап учебно-тренировочной туристско-спортивной подготовки. Предполагается интенсивная учебно-тренировочная деятельность, совершенствование начальных знаний, навыков и умений, полученных на базовом и начальном этапах подготовки; увеличение объемов учебно-тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и персонифицированных образовательных туристско-спортивных маршрутов; общее знакомство с тактико- техническими приемами прохождения отдельных этапов, естественных и искусственных препятствий, дистанций, контрольных пунктов и туристских маршрутов.
Занятия (теория и практика) проводятся 2-3 раза в будние дни по 2-3 академических 4
часа. Предполагаются обязательные практические занятия или выходы на местности в выходные дни (не менее 2-х выходов в месяц) и проведение спортивных сборов в каникулярное время в течение года.
Занятия носят групповой характер с элементами индивидуальной работы.
II. Планируемые результаты обучения дисциплине
Первый год – воспитанники принимают участие в обласных и городских соревнованиях по ориентированию и спортивному туризму, выполняют разрядные нормативы 3-2 юношеских разрядов по ориентированию и спортивному туризму и совершают походы.
Второй год – воспитанники принимают участие в городских и областных соревнованиях по ориентированию, спортивному туризму, выполняют разрядные нормативы 1 юношеского и 3 взрослого разрядов по ориентированию и спортивному туризму, совершают поход 1 категории сложности.
Третий год – воспитанники принимают участие в городских, областных, региональных, республиканских соревнованиях по ориентированию, спортивному (пешеходному и комбинированному) туризму, выполняют разрядные нормативы 3 – 1 взрослого разрядов по ориентированию и спортивному туризму; совершают поход 1 – 2 или 3 категории сложности.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.
1. Тестирование обучающихся после завершения каждого раздела программы.
2. Выполнение персональных заданий.
3. Контрольное прохождение отдельных этапов и всей дистанции по спортивному туризму (группа дисциплин «пешеходная», «горная», «комбинированная»).
4. Сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
5. Участие в массовых мероприятиях, проводимых, согласно плану учебно-массовых мероприятий. (При планировании участия в данных мероприятиях следует учесть тот факт, что для подготовки сильной команды необходимо участие в как можно большем количестве соревнований).
6. В конце учебного года участие в совершение спортивных походов.
Все рабочие программы
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1- ый год обучения
Организационное занятие.
Сбор сведений в журнал. Инструктаж по технике безопасности на теоретических и практических занятиях. Техника безопасности в спортивном туризме. Подготовка помещения к занятиям. Родительское собрание: особенности спортивного туризма, расписание занятий, требования к проведению занятий, план мероприятий на учебный год.
Личное и групповое снаряжение
Требования к туристскому походному снаряжению и оборудованию, снаряжению для участия в соревнованиях по спортивному туризму. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Специальное снаряжение.
Практические занятия. Подбор снаряжения для похода и соревнований. Тестирование по знанию назначения и применения различных предметов снаряжения в походе и на соревнованиях.
Организация бивака в походе и на соревнованиях.
Требования к бивакам. Устройство и оборудование бивака. Заготовка дров.
Растопка для костра, ее заготовка и хранение.
Разведение костров. Соблюдение правил безопасности при работе у костра. Костры в лесу, на опушке, у реки; летом, в межсезонье и зимой. Упаковка спичек и сухого горючего Обязанности дежурного у костра. Тушение костров и охрана природы. Правила работы с горелкой.
Распределение и выполнение должностных обязанностей между членами 7
туристской группы. Планирование бивака на местности. Изготовление простейших укрытий от дождя и ветра в лесу, у реки из подручных средств.
Практические занятия
Организация бивачных работ согласно обязанностям в группе.
Установка палатки, тента для палатки и тента для отдыха группы. Изготовление укрытий от дождя, ветра и т.п.
Разведения костров. Основные типы туристских костров: «нодья», «звездный»,
«шалаш», «колодец» и их назначение. Приготовление пищи на костре и горелке.
Основы первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи. Список медицинской аптечки. Виды кровотечений и необходимая первая помощь. Обработка ран. Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур.
Практические занятия. Тест по медицине. Применение личной гигиены на тренировках, соревнованиях и в походах. Элементарные навыки оказания первой медицинской помощи. Вязка носилок.
Основы ориентирования на местности.
Ориентирование, как этап соревнований по спортивному туризму. Спортивные карты. Условные обозначения спортивных карт. Легенды КП. Отметка на КП.
Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Различные виды ориентирования (спринт, марафон, классическая дистанция: по выбору, в заданном направлении, эстафета).
Ориентирование по карте, по азимуту, по легенде на незнакомой местности.
Практические занятия. Ориентирование разными способами на местности. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Изучение различных полигонов.
Соревнования по спортивному туризму.
Терминология в спортивном туризме. Классы и группы дистанций соревнований. Разряды и звания. Квалификация соревнований. Требования к участникам. Требования к дистанциям соревнований.
Основы техники пешеходного туризма.
Экипировка спортсмена. Перечень личного специального снаряжения спортсмена. Правила и очередность экипировки для соревнований. Крепление и переноска снаряжения.
Практические занятия. Отбор, подгонка и изготовление снаряжения по индивидуальным параметрам спортсменов. Отработка правильной экипировки спортсмена на время.
Узлы. Классификация узлов по назначению. Правила вязки узлов.
Практические занятия. Отработка вязки узлов на время.
Веревка. Правила применения, хранения, переноски и маркировки. Классификация, назначение и свойства веревок. Требования к веревкам. Правила применения, контроля качества, ухода и хранения веревок. Факторы, ослабляющие веревку. Советы по применению веревок.
Практические занятия. Переноска веревки на себе и в рюкзаке. Маркировка веревки различными способами. Вязка узлов на основной веревке. Применение специального снаряжения на основной веревке.
Технические приемы преодоления препятствий.
Правила движения по параллельной переправе, бабочке, бревну, подъем, траверс, спуск, маятник без само страховки. Передвижение по болоту, завалу.
Правила движения по параллельной переправе, навесной переправе, бабочке, бревну, подъем, траверс, спуск, маятник с самостраховкой.
Работа в команде. Обязанности в команде. Психологический климат. Значение
тактики при командном прохождении дистанции. 8
Практические занятия. Личное прохождение отдельных этапов на местности каждым участником на время. Мини-соревнования по прохождению личной дистанции. Командное прохождение этапов. Участие в соревнованиях по спортивному туризму (класс дистанции – пешеходная – личная (связка-группа).
Подготовка к мероприятиям.
Определение цели. Подготовка документации, снаряжение, питания.
Распределение обязанностей. Изучение положения о мероприятии. Постановка задач.
Физическая подготовка.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, прием контрольных нормативов.
Практические занятия. Подвижны игры и эстафеты, легкая атлетика, спортивные игры, кросс, бег с препятствиями и по пересеченной местности, упражнения и игры на развитие выносливости, быстроты, силы, гибкости, выполнение контрольных нормативов по ОФП.
Психологическая подготовка.
Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых. Психологические особенности спортсмена.
Личностные характеристики: эмоциональная устойчивость, стиль взаимоотношений в группе, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность. Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету.
Отдых. Основы восстановления работоспособности. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Практические занятия. Создание моделей неординарных ситуаций, проведение тренировок в разнообразных погодных и климатических условиях, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Приемы психической саморегуляции.
2- ой год обучения
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности во время теоретических и практических занятий. Сбор сведений в журнал и социальных данных. Подготовка помещения и снаряжения. Обсуждение задач и содержания работы объединения. Организация занятий на предстоящий учебный год.
Личное и групповое специальное снаряжение.
Перечень личного специального снаряжения для спортсмена, требования и стандарты. Правила ухода за личным снаряжением.
Применение снаряжения. Перечень группового снаряжения для дистанции.
Правила переноски и крепление снаряжения. Новинки снаряжения для спортивного туризма.
Практические занятия. Подготовка снаряжения к использованию. Отбор, подгонка и упаковка личного и группового снаряжения. Маркировка снаряжения. Чистка, сушка, хранение снаряжения после использования.
Соревнования по спортивному туризму (группа дисциплин «дистанция – пешеходная»).
Организация и проведение соревнований по спортивному туризму (группа дисциплин «дистанций – пешеходная»). Квалификация соревнований.
Определение класса дистанции. Подбор и расстановка этапов соревнований. Судейская коллегия. Положение и условия.
Выбор места проведения. Оформление места проведения. Подготовка к соревнованиям. 9
Документация. Различные формы проведения соревнований по спортивному туризму.
Практические занятия. Разработка положений и условий соревнований по спортивному туризму. Составление плана подготовки к подобным соревнованиям. Разработка и постановка учебных дистанций по спортивному туризму. Участие в соревнованиях по спортивному туризму. Судейство соревнований на мероприятиях.
Оказание первой медицинской помощи.
Типичные травмы спортсменов. Правила оказания ПМП. Правила гигиены спортсмена.
Режим питания в дни тренировок и соревнований.
Профилактика потертостей и мозолей. Различные виды транспортировки пострадавшего.
Этапы по оказание первой медицинской помощи на соревнованиях.
Практические занятия. Навыки оказания первой медицинской помощи. Отработка заданий по медицине по материалам различных соревнований. Овладение навыками оказания помощи при кровотечениях, ранах, переломах конечностей; обработки и обеззараживания ран; наложения жгутов, повязок. Транспортировка легко пострадавших.
Основы топографии и ориентирования на местности.
Карты для туризма и путешествий.
Основы топографии: терминология, содержание карт, условные обозначения, обозначение и чтение рельефа по карте.
Положение и условия соревнований по спортивному ориентированию.
Правила работы с компасом. Ориентирование карты с помощью компаса и местных признаков.
Подготовка к различным соревнованиям.
Правила соревнований по спортивному ориентированию.
Практические занятия. Зачет по чтению топографической карты. Тест по основам топографии. Постановка дистанций на различных полигонах города, прохождение этих дистанции. Разбор и анализ постановки и прохождения дистанций. Создание положения и условий соревнований по спортивному ориентированию. Отработка ориентирования карты различными способами.
Участие в различных соревнованиях по ориентированию.
Основы техники спортивного пешеходного туризма.
Вязка узлов. Правила вязки узлов на веревках различного диаметра. Различные способы вязки узлов.
Практические занятия. Отработка вязки узлов на время различными способами, на веревках различного диаметра, в экстремальных условиях: на опоре, одной рукой, с закрытыми глазами, в паре и т.д.
Основы организации индивидуальной и групповой страховки. Понятие страховки и самостраховки. Подача голосовых команд.
Принципы организации страховки на различных этапах. Потеря страховки и самостраховки.
Выбор места для организации страховки. Верхняя и нижняя страховка. Командная страховка.
Практические занятия. Организация индивидуальной страховки на различных этапах и на различном рельефе. Организация командной страховки. Отработка совместных действий по организации страховки на различных этапах.
Технические приемы преодоления препятствий.
Работа в команде. Движение на этапах первого и последнего участников с организацией сопровождения (наведение и снятие): переправа вброд, по тонкому льду, подъем, спуск, по бревну, переправа через водные препятствия, сухой овраг, траверс.
Спуск способом «Дюльфер» по вертикальным стенкам и в безопорном 10
пространстве.
Виды носилок. Требования к вязке носилок. Движение с «пострадавшим» на носилках по пересеченной местности и вброд.
Разработка тактики при командном прохождении дистанции. Подготовка к соревнованиям.
Практические занятия. Отработка движения первого и последнего участника на различных этапах с организацией сопровождения. Отработка спуска способом
«Дюльфер» на различных полигонах. Отработка вязки различных носилок и переноски
«пострадавшего» по пересеченной местности и вброд. Мини-соревнования по прохождению личной и командной дистанции. Командное прохождение этапов с разработкой тактического плана, с выполнением обязанностей на этапах, анализ прохождения. Участие в соревнованиях по спортивному туризму (дистанции – пешеходная).
Основы техники горного туризма.
Происхождение и жизнь гор. Опасности гор.
Негативные факторы высокогорья для человека. Способы и приемы страховки в
горах.
Правила соревнований по спортивному скалолазанию. Виды соревнований.
Практические занятия. Отработка приемов индивидуальной
техники передвижения по средним скалам с верхней страховкой. Отработка приемов индивидуальной техники передвижения по скалам различного рельефа (ступенчатые скалы, внешние и внутренние углы, плиты, карнизы и т.п.). Отработка приемов страховки. Участие в соревнованиях по спортивному скалолазанию. Подготовка к соревнованиям.
Специальная физическая подготовка.
Заполнение дневника спортсмена. Специальные упражнения для спортивного туризма. Занятие легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием.
Практические занятия: Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Нормативы юношеских разрядов по туризму и ориентированию. Подготовка и сдача норм Президентских тестов. Выполнение специальных видов упражнений.
Психологическая подготовка.
Правильное распределение обязанностей в команде по психологическим типам людей. Значение применения тактики для достижения высоких спортивных результатов.
Практические занятия. Проведение тестирования с целью выявления лидерских качеств обучаемых. Ролевая апробация различных вариантов распределения обязанностей и тактики для участия в соревнованиях. Анализ, выводы, исправление ошибок.
3- ий год обучения
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Сбор социальных данных. Подготовка помещения и снаряжения. Обсуждение задач и содержания работы объединения. Организация занятий на предстоящий учебный год.
Соревнования по спортивному ориентированию.
История спортивного ориентирования. Понятия «тактика ориентирования»,
«технические приемы ориентирования». Виды контроля на дистанции ориентирования (ситуация, расстояние и направление).
Интенсивность контроля дистанции и ситуации. Действия отдельных членов команды, участника соревнований в случае потери им ориентировки. Выбор пути движения при ориентировании.
Соревнования по ночному ориентированию, специфика, характеристика приемов 11
данного вида ориентирования.
Ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Варианты размещения КП на местности: возле точечного, площадного, линейного ориентиров, в конце ориентира и т. д.
Практические занятия. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию различного масштаба и ранга.
Соревнования по спортивному туризму.
Планирование календаря участия в соревнованиях по спортивному туризму. Просмотр и обсуждение видеосюжетов с различных видов соревнований.
Знакомство и изучение различных условий проведения соревнований и положений о соревнованиях края и города по дисциплинам «дистанция» и «маршрут».
Практические занятия. Участие в различных соревнованиях по спортивному туризму городского, областного и республиканского масштаба на должности помошника судьи на дистанции..
Техника горного туризма.
Горные реки. Ледники. Формы ледников. Виды ледников. Лавины. Обвалы. Сели.
Оползни. Горная болезнь. Акклиматизация.
Одновременная и попеременная страховка. Навеска перил (горизонтальная и вертикальная) на различном рельефе.
Передвижение по осыпям, травянистым склонам, снегу, фирну и морене.
Работа с крючьями, закладными элементами, устройствами для подъема, спуска и страховки одинарной и двойной веревке. Вспомогательное снаряжение.
Переправы через горные реки различными способами.
Транспортировка «пострадавшего» в руках, в рюкзаке ив носилках. Изучение различных положений и условий по спортивному скалолазанию.
Практические занятия. Изучение форм горного рельефа на местности. Передвижение и организация попеременной и одновременной страховки на различных видах рельефа: на скалах, на травянистых склонах, на снегу, фирне и на морене. Связки. Движение в связках. Отработка организации точек страховки на разных видах рельефа и ИТО с помощью специального снаряжения. Отработка приемов страховки и самостраховки на различных видах рельефа. Организация переправ через горные реки: вброд, по бревну, навесная переправа, параллельная переправа. Транспортировка
«пострадавшего». Подготовка веревки и рюкзака к переноске «пострадавшего». Вязка носилок различными способами. Участие в соревнованиях по спортивному скалолазанию и по горной технике.
Основы водного туризма.
Характеристика рек. Естественные и искусственные препятствия, терминология, их влияние на категорию сложности реки. Основные параметры потока. Плавсредства для водного туризма.
Правила безопасности. Средства обеспечения безопасности. Причины несчастных случаев на горных реках. Принципы организации страховки с воды и берега. Взаимная страховка. Поведение попавших в воду.
Экипировка. Снаряжение. Страховочные системы. Снаряжение личное и групповое. Понятие о тактике. График движения. Разведка препятствий, выбор линии движения. Связь, сигнализация. Тактика движения плавсредств в условиях ограниченной видимости.
Практические занятия. Отработка техники гребли на «спокойной» воде (загрузка и размещение в РАФТе, отчаливание, гребля, «оверкиль», подъем на судно, лавирование, причаливание). Техника выполнения гребка в различного рода потоках.
Положение корпуса гребца при гребке. Основные технические приемы управления плавсредством и их применение при прохождении препятствий разных типов.
Отчаливание и причаливание на быстринах и каменистых участках. Принудительное 12
причаливание. Способы торможения судна. Техника использования весла.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Материально- техническое обеспечение:
1. Кабинет или спортзал ОУ и его оснащение;
2. Спортивная площадка ОУ;
3. Личное специальное снаряжение (системы страховочные, карабины, и т.п.).
4. Групповое специальное снаряжение (веревки основные и вспомогательные, спусковые устройства и т.п.).
5. Групповое снаряжение для бивака (палатки, ведра, костровое хозяйство и т.п.).
6. Компаса жидкостные.
7. Медицинская и техническая аптечки.
8. Аудио-визионная аппаратура (видеомагнитофон, телевизор, фото и видео камеры).
9. Карты (спортивные, топографические, физические).
10. Канцтовары (бумага, линейки, фломастеры и т.п.).
11. Учебные плакаты.
12. Секундомеры.
13. Ноутбук.
14. Мультимедийный проектор.
15. Водные суда: РаФты, катамараны.
16. Горнолыжное снаряжение: личное, групповое.
17. Велосипед.
Информационное обеспечение:
1. оформление информационных стендов;
2. банк данных (разработки занятий, лекции, беседы для родителей, разработки мероприятий);
3. методические разработки;.
При возникновении вопросов или предложений, Вы можете обратиться по следующим контактам:
1. WhatsApp: +77472323014
2. Instagram: @learnmore.kz
3. Почта: admin@learn-more.kz или learn-more.kz@mail.ru
Остальную информацию можно посмотреть в социальных сетях Instagram, Вконтакте