Устройство нории

Тема 2. Устройство норий

https://onedrive.live.com/embed?cid=6EAC44D1E4AA3251&resid=6EAC44D1E4AA3251%214041&authkey=AMm4rieeKUGd3kQ&em=2

Головка нории. Предназначена для размещения в ней узлов привода и разгрузки нории. Приводной барабан 7 крепится к валу 6 шпонкой и стопорными болтами 8. Вал опира­ется на подшипники качения 5, правильную установку которых регулируют винтами опорных плит 11. Плиты болтами 9 крепят к опорам головки нории (на рисунке не показаны). Головки но­рий производительностью 50 и 100 т/ч имеют чугунную литую станину; для головки норий меньшей производительности, как правило, станину изготавливают на месте во время монтажа. Подшипники приводного вала барабана нории производительно­стью более 100 т/ч устанавливают на железобетонных тумбах.

Приводной барабан закрыт кожухом 4, в котором сделаны разгрузочный патрубок 2 и смотровой люк 3. Кожух изготавли­вают сварным из листовой стали толщиной 1,6…2,5 мм. Он состо­ит из двух или трех частей, соединенных болтами (на рисунке II-3 из трех частей — по горизонтальной оси барабана и по вер-

Рис. 11-3. Головка нории:

1 — козырек; 2 — разгрузочный патрубок; 3 — смотровой люк; 4 — кожух; 5 — подшип­ник; 6 — вал; 7 — приводной барабан; 8 — стопорный болт; 9 — болт для крепления опорных плит; 10 – фланец; И — опорная плита подшипника

1 — вал; 2 — неподвижная обойма; 3 — ролик; 4 — пружина; 5 — звездочка; 6 — шпонка

тикальной в верхней части до оси ба­рабана). К фланцам 10 болтами на прокладках крепят трубы нории.

Для устранения обратной сыпи продукта в патрубке 2 установлен ре­гулируемый обрезиненный козырек 1, который выдвинут к ковшам. В этом случае часть продукта ссыпается по козырьку в патрубок 2.

Обрыв норийной ленты или внезапное прекращение подачи электроэнергии могут привести к завалу башмака нории, так как загруженные ковши под тяжестью продукта начинают двигаться в обратном направлении. Чтобы не допустить этого, на валу ба­рабана устанавливают специальное тормозное устройство, назы­ваемое остановом. Остановы бывают храповые, ленточные, роли­ковые и шариковые.

Устройство нории. Нории типа II производительностью 50 т/ч и более при высоте свыше 20 м должны быть снабжены автоматически действующим остановом, а в нориях типа I останова не предусматривают в ви­ду их ограниченной высоты и незначительной массы загруженных ковшей.

Зубчатое колесо храпового останова жестко посажено на при­водной вал нории. Собачка входит в зацепление с косыми зубья­ми этого колеса, что позволяет приводному валу вращаться в нужном направлении. Если же вал начинает вращаться в обрат­ном направлении, собачка упирается в очередной зуб и останав­ливает вал.

На рисунке II-4 показана схема роликового останова. На ва­лу 1 приводного барабана шпонкой 6 закреплена звездочка 5, имеющая четыре зуба специальной формы. В каждом гнезде между зубьями и неподвижной обоймой 2, жестко соединенной с корпусом подшипника, помещен ролик 3.

При подъеме продукта вал 1 вместе с барабаном и звездочкой 5 вращается в направлении, указанном стрелкой, а ролики сво­бодно перекатываются в гнездах, не препятствуя вращению ва­ла. При внезапной остановке ленты вал 1 со звездочкой 5 под тяжестью продукта, находящегося в ковшах, начинает повора­чиваться в обратном направлении. Ролики под действием силы инерции и пружины 4 заклиниваются в узкой части между не­подвижной обоймой 2 и плоскостями зубьев звездочки 5. В ре­зультате вращение вала 1, а значит, и барабана прекращается, лента с ковшами останавливается.

В головке установлен также и привод нории. Движение от электродвигателя на вал приводного барабана нории передает­ся, как правило, через редуктор, который уменьшает частоту вращения вала электродвигателя до необходимой величины.

Для соединения электродвигателя, редуктора и приводного вала нории используют упругие муфты: между электродвигате­лем и редуктором — меньшую (частота вращения большая), а между редуктором и приводным валом нории — большую.

Башмак нории. Предназначен для размещения в нем натяж­ных и загрузочных устройств. Кожух башмака сварной конструк­ции и выполнен из листовой и уголковой стали. Для подачи про­дукта в башмак установлены приемные носки 1 (рис. II-5, а). В случае завала башмака продуктом его удаляют через люки.

В процессе работы лента вытягивается, сила трения между ней и барабанами уменьшается, что вызывает проскальзывание или буксование ленты. Для ее натяжения используют грузовое или винтовое натяжное устройство.

Устройство нории. При грузовом натяжении на ленту передается вес натяжного барабана 11, вала 7 с подшипниками, а также вес грузов 3. Все детали висят на ленте и автоматически натягивают ее. Если гру­за недостаточно, на площадку 8 подвижной рамы 2 укладывают дополнительный груз 3 (поровну с каждой стороны башмака) до получения требуемой величины натяжения. При значительной вытяжке ленты, когда подвижная рама 2 по направляющим 4 опустится до отказа, следует укоротить или перешить ленту 5, а натяжной барабан 11 переместить в верхнее положение. Барабан 11 на валу 7 закрепляют шпонкой и стопорными болтами.

Около приемных носков 1 в боковой стенке вмонтированы мем­бранные датчики (измерительные преобразователи) уровня 6. В случае завала давление зерна на мембрану датчика увеличи­вается, он срабатывает, и задвижка перекрывает поступление зерна в норию. Нория, продолжая работать, ликвидирует завал, мембрана датчика возвращается в исходное положение, и про­дукт снова поступает в норию. Срабатывая, датчик зажигает сигнал на пульте диспетчера или оператора, сигнализируя о том, что необходимо отрегулировать величину потока продукта, посту­пающего в норию.

Кроме мембранного датчика, на выходном конце вала бараба­на башмака устанавливают реле контроля скорости, которое ав­томатически поддерживает нормальную частоту его вращения.

Винтовое натяжное устройство (рис. 11-5, б) применяют для норий производительностью до 20 т/ч. В этом случае натяжение ленты достигается вращением винтов 1 в неподвижных гайках 2, при помощи которых опускаются подшипники 4 вместе с валом 5 и натяжным барабаном 6.

Грузовое натяжное устройство, будучи более громоздким, чем винтовое, имеет преимущество в том, что оно действует автоматически.

а – с грузовым натяжением: 1 – приемные носки; 2 – подвижная рама; 3 – грузы; 4 – направляющая рама; 5 – лента; 6 – датчик уровня; 7 – вал; 8 – площадка для грузов; 9 – кожух; 10 – задвижка; 11 – натяжной барабан;

 б – с винтовым натяжением: 1 – винт; 2 – гайка; 3 – подвижная пластина; 4 – подшипник; 5 – вал; 6 – натяжной барабан.

Если лента вытянулась, барабан с грузами опускается, сохраняя давление на ленту, а значит, и трение между ней и ба­рабанами. При винтовом устройстве нужно все время следить за натяжением ленты. Кроме того, грузовое натяжное устройство позволяет получить несколько больший ход натяжения, необхо­димый для норий производительностью свыше 50 т/ч.

Лента. Предназначена для крепления на ней ковшей и подъ­ема их снизу вверх. В нориях применяют плоские резинотканевые ленты шириной до 1200 мм. Для изготовления лент используют хлопчатобумажную ткань специального плетения, называемую бельтингом; ткани с основой и утком из комбинированных нитей (полиэфирного и хлопчатобумажного волокна) и синтетических нитей. Лента состоит из 3…8 прокладок указанной выше ткани с прослойками резины (или без них), которые плотно спрессованы методом вулканизации. Для предохранения от влаги, механиче­ских повреждений и уменьшения износа с одной или с обеих сто­рон ленту покрывают обкладками из резины толщиной 1…6 мм. Такие ленты применяют в конвейерах различных типов.

Ковши. Предназначены для захвата, подъема и выгрузки про­дукта. Как правило, их изготовляют сварными из листовой стали. Форма ковшей зависит от особенностей продукта и скорости ленты.

Используют ковши трех типов (табл. II-2): тип I (мелкие) — для мучнистых продуктов, тип II (средние) и тип III (глубо­кие)— для зерна. Кроме того, ковши типа III используют для перемещения комбикормов.

10 380        20        380      ю

Рис. II-6. Ковши для но­рий:

общий вид ковша; б—* ковш; в — раз-

жалюзийный мещение ковшей в два ряда

на ленте

20

Таблица II-3

  Диаметр плос­кой головки, ммДлина, мм 
Производи­тельность нории, т/чРезьбаболтанарезкиМасса 100 болтов, кг

5                 М6         19            25           20           12

10… 20        М8         25           28           22           22

50 …350      М10       32           35           28           42

Обозначение. Болт М10Х35 — норийный болт с метрической резьбой диаметром 10 мм и длиной 35 мм.

К основным элементам ковша относят (рис. II-6, а, б) черпа­ющую кромку А-А, ширину ковша Вк, радиус закругления дна ковша г, вылет ковша Ьк, высоту ковша Нк.

Ковши прикрепляют к ленте специальными болтами (табл. II-3), которые имеют плоскую головку с двумя шипами на внут­ренней стороне. Это предотвращает вращение болта при закручи­вании гайки. В зависимости от ширины ковши к ленте крепят с определенным интервалом (шагом) двумя, тремя или четырьмя болтами с шайбами и двумя гайками (рис. II-6, в). Около отвер­стий для крепления ковши имеют углубление, в которое при за­жиме входит плоская головка болта заподлицо с лентой, что не создает дополнительного сопротивления при движении ленты по барабану.

На лентах шириной более 600 мм ковши располагают в два ряда в шахматном порядке. На ковши большой ширины при за­черпывании продукта действуют значительные усилия и будет возникать некоторое торможение ленты (пульсация). При шах­матном расположении ковшей в два ряда пульсация сглаживает­ся и уменьшается ее отрицательное влияние.

К ковшам предъявляют требования максимального заполне-

Таблица II-4

Тип ковша *Ширина, ммВылет, ммВместимость. дм3Масса ковша (с деталями крепления), кг
IV-lOOc-IIa2601502,10,98
lV-ЮОс-Пб2601502,11,15
IV-17 5с-11а1851751,80,81
IV-175c-II61851751,80,94
IV-250c-IIa3501502,91,19
IV-250c-II63501502,91,43

* Индекс «а» относится к ковшу без дна, индекс «б» — к ковшу с плоским дном.

21

ния продуктом и полного его высыпания (при разгрузке) через разгрузочный патрубок. Однако существующие конст­рукции ковшей не позволяют достигнуть этого и имеют ко­эффициент использования от 0,75 до 0,95. 

      Трубы. Назначение норийных труб — не допускать россыпей и пыления продукта при его перемещении. Трубы изготавливают из листовой стали толщиной 1,2…2 мм при помощи сварки. Их собирают из отдельных секций, на концах которых закреплены фланцы из уголковой стали с отверстиями под болты для сборки. Секции труб для норий изготавливают типа I — гладкие, типа II — натяжные, типа III — со смотровым люком и типа IV — на­клонные. Через монтажный люк устанавливают ковши и соединя­ют концы ленты. Наклонный участок около башмака имеют нории производительностью 175 т/ч и более. Условное обозначе­ние секции трубы гладкой для нории типа 1-20—I-I-20.

Как правило, длина секций труб типов I…III равна 2 м, так как длина листовой стали, применяемой для изготовления труб, составляет в основном 2 м. Норийные трубы имеют прямоуголь­ное сечение. Размеры труб должны быть такими, чтобы при дви­жении ковши не касались стенок. Размеры поперечного сечения труб в свету (рис. II-10) можно определить по формулам:

При возникновении вопросов или предложений, Вы можете обратиться по следующим контактам:
1. WhatsApp: +77472323014
2. Instagram: @learnmore.kz
3. Почта: admin@learn-more.kz или learn-more.kz@mail.ru

Остальную информацию можно посмотреть в социальных сетях InstagramВконтакте

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Администратор ресурса

Здравствуйте. Если у Вас возникают какие-либо вопросы касательно работы сайта, то вы можете написать на электронную почту admin@learn-more.kz
Комментарии: 24Публикации: 275Регистрация: 25-01-2017

Добавить комментарий