Тема 2. Устройство норий
Головка нории. Предназначена для размещения в ней узлов привода и разгрузки нории. Приводной барабан 7 крепится к валу 6 шпонкой и стопорными болтами 8. Вал опирается на подшипники качения 5, правильную установку которых регулируют винтами опорных плит 11. Плиты болтами 9 крепят к опорам головки нории (на рисунке не показаны). Головки норий производительностью 50 и 100 т/ч имеют чугунную литую станину; для головки норий меньшей производительности, как правило, станину изготавливают на месте во время монтажа. Подшипники приводного вала барабана нории производительностью более 100 т/ч устанавливают на железобетонных тумбах.
Приводной барабан закрыт кожухом 4, в котором сделаны разгрузочный патрубок 2 и смотровой люк 3. Кожух изготавливают сварным из листовой стали толщиной 1,6…2,5 мм. Он состоит из двух или трех частей, соединенных болтами (на рисунке II-3 из трех частей — по горизонтальной оси барабана и по вер-
Рис. 11-3. Головка нории:
1 — козырек; 2 — разгрузочный патрубок; 3 — смотровой люк; 4 — кожух; 5 — подшипник; 6 — вал; 7 — приводной барабан; 8 — стопорный болт; 9 — болт для крепления опорных плит; 10 – фланец; И — опорная плита подшипника
1 — вал; 2 — неподвижная обойма; 3 — ролик; 4 — пружина; 5 — звездочка; 6 — шпонка
тикальной в верхней части до оси барабана). К фланцам 10 болтами на прокладках крепят трубы нории.
Для устранения обратной сыпи продукта в патрубке 2 установлен регулируемый обрезиненный козырек 1, который выдвинут к ковшам. В этом случае часть продукта ссыпается по козырьку в патрубок 2.
Обрыв норийной ленты или внезапное прекращение подачи электроэнергии могут привести к завалу башмака нории, так как загруженные ковши под тяжестью продукта начинают двигаться в обратном направлении. Чтобы не допустить этого, на валу барабана устанавливают специальное тормозное устройство, называемое остановом. Остановы бывают храповые, ленточные, роликовые и шариковые.
Устройство нории. Нории типа II производительностью 50 т/ч и более при высоте свыше 20 м должны быть снабжены автоматически действующим остановом, а в нориях типа I останова не предусматривают в виду их ограниченной высоты и незначительной массы загруженных ковшей.
Зубчатое колесо храпового останова жестко посажено на приводной вал нории. Собачка входит в зацепление с косыми зубьями этого колеса, что позволяет приводному валу вращаться в нужном направлении. Если же вал начинает вращаться в обратном направлении, собачка упирается в очередной зуб и останавливает вал.
На рисунке II-4 показана схема роликового останова. На валу 1 приводного барабана шпонкой 6 закреплена звездочка 5, имеющая четыре зуба специальной формы. В каждом гнезде между зубьями и неподвижной обоймой 2, жестко соединенной с корпусом подшипника, помещен ролик 3.
При подъеме продукта вал 1 вместе с барабаном и звездочкой 5 вращается в направлении, указанном стрелкой, а ролики свободно перекатываются в гнездах, не препятствуя вращению вала. При внезапной остановке ленты вал 1 со звездочкой 5 под тяжестью продукта, находящегося в ковшах, начинает поворачиваться в обратном направлении. Ролики под действием силы инерции и пружины 4 заклиниваются в узкой части между неподвижной обоймой 2 и плоскостями зубьев звездочки 5. В результате вращение вала 1, а значит, и барабана прекращается, лента с ковшами останавливается.
В головке установлен также и привод нории. Движение от электродвигателя на вал приводного барабана нории передается, как правило, через редуктор, который уменьшает частоту вращения вала электродвигателя до необходимой величины.
Для соединения электродвигателя, редуктора и приводного вала нории используют упругие муфты: между электродвигателем и редуктором — меньшую (частота вращения большая), а между редуктором и приводным валом нории — большую.
Башмак нории. Предназначен для размещения в нем натяжных и загрузочных устройств. Кожух башмака сварной конструкции и выполнен из листовой и уголковой стали. Для подачи продукта в башмак установлены приемные носки 1 (рис. II-5, а). В случае завала башмака продуктом его удаляют через люки.
В процессе работы лента вытягивается, сила трения между ней и барабанами уменьшается, что вызывает проскальзывание или буксование ленты. Для ее натяжения используют грузовое или винтовое натяжное устройство.
Устройство нории. При грузовом натяжении на ленту передается вес натяжного барабана 11, вала 7 с подшипниками, а также вес грузов 3. Все детали висят на ленте и автоматически натягивают ее. Если груза недостаточно, на площадку 8 подвижной рамы 2 укладывают дополнительный груз 3 (поровну с каждой стороны башмака) до получения требуемой величины натяжения. При значительной вытяжке ленты, когда подвижная рама 2 по направляющим 4 опустится до отказа, следует укоротить или перешить ленту 5, а натяжной барабан 11 переместить в верхнее положение. Барабан 11 на валу 7 закрепляют шпонкой и стопорными болтами.
Около приемных носков 1 в боковой стенке вмонтированы мембранные датчики (измерительные преобразователи) уровня 6. В случае завала давление зерна на мембрану датчика увеличивается, он срабатывает, и задвижка перекрывает поступление зерна в норию. Нория, продолжая работать, ликвидирует завал, мембрана датчика возвращается в исходное положение, и продукт снова поступает в норию. Срабатывая, датчик зажигает сигнал на пульте диспетчера или оператора, сигнализируя о том, что необходимо отрегулировать величину потока продукта, поступающего в норию.
Кроме мембранного датчика, на выходном конце вала барабана башмака устанавливают реле контроля скорости, которое автоматически поддерживает нормальную частоту его вращения.
Винтовое натяжное устройство (рис. 11-5, б) применяют для норий производительностью до 20 т/ч. В этом случае натяжение ленты достигается вращением винтов 1 в неподвижных гайках 2, при помощи которых опускаются подшипники 4 вместе с валом 5 и натяжным барабаном 6.
Грузовое натяжное устройство, будучи более громоздким, чем винтовое, имеет преимущество в том, что оно действует автоматически.
а – с грузовым натяжением: 1 – приемные носки; 2 – подвижная рама; 3 – грузы; 4 – направляющая рама; 5 – лента; 6 – датчик уровня; 7 – вал; 8 – площадка для грузов; 9 – кожух; 10 – задвижка; 11 – натяжной барабан;
б – с винтовым натяжением: 1 – винт; 2 – гайка; 3 – подвижная пластина; 4 – подшипник; 5 – вал; 6 – натяжной барабан.
Если лента вытянулась, барабан с грузами опускается, сохраняя давление на ленту, а значит, и трение между ней и барабанами. При винтовом устройстве нужно все время следить за натяжением ленты. Кроме того, грузовое натяжное устройство позволяет получить несколько больший ход натяжения, необходимый для норий производительностью свыше 50 т/ч.
Лента. Предназначена для крепления на ней ковшей и подъема их снизу вверх. В нориях применяют плоские резинотканевые ленты шириной до 1200 мм. Для изготовления лент используют хлопчатобумажную ткань специального плетения, называемую бельтингом; ткани с основой и утком из комбинированных нитей (полиэфирного и хлопчатобумажного волокна) и синтетических нитей. Лента состоит из 3…8 прокладок указанной выше ткани с прослойками резины (или без них), которые плотно спрессованы методом вулканизации. Для предохранения от влаги, механических повреждений и уменьшения износа с одной или с обеих сторон ленту покрывают обкладками из резины толщиной 1…6 мм. Такие ленты применяют в конвейерах различных типов.
Ковши. Предназначены для захвата, подъема и выгрузки продукта. Как правило, их изготовляют сварными из листовой стали. Форма ковшей зависит от особенностей продукта и скорости ленты.
Используют ковши трех типов (табл. II-2): тип I (мелкие) — для мучнистых продуктов, тип II (средние) и тип III (глубокие)— для зерна. Кроме того, ковши типа III используют для перемещения комбикормов.
10 380 20 380 ю
Рис. II-6. Ковши для норий:
общий вид ковша; б—* ковш; в — раз-
жалюзийный мещение ковшей в два ряда
на ленте
20
Таблица II-3
Диаметр плоской головки, мм | Длина, мм | ||||
Производительность нории, т/ч | Резьба | болта | нарезки | Масса 100 болтов, кг | |
5 М6 19 25 20 12
10… 20 М8 25 28 22 22
50 …350 М10 32 35 28 42
Обозначение. Болт М10Х35 — норийный болт с метрической резьбой диаметром 10 мм и длиной 35 мм.
К основным элементам ковша относят (рис. II-6, а, б) черпающую кромку А-А, ширину ковша Вк, радиус закругления дна ковша г, вылет ковша Ьк, высоту ковша Нк.
Ковши прикрепляют к ленте специальными болтами (табл. II-3), которые имеют плоскую головку с двумя шипами на внутренней стороне. Это предотвращает вращение болта при закручивании гайки. В зависимости от ширины ковши к ленте крепят с определенным интервалом (шагом) двумя, тремя или четырьмя болтами с шайбами и двумя гайками (рис. II-6, в). Около отверстий для крепления ковши имеют углубление, в которое при зажиме входит плоская головка болта заподлицо с лентой, что не создает дополнительного сопротивления при движении ленты по барабану.
На лентах шириной более 600 мм ковши располагают в два ряда в шахматном порядке. На ковши большой ширины при зачерпывании продукта действуют значительные усилия и будет возникать некоторое торможение ленты (пульсация). При шахматном расположении ковшей в два ряда пульсация сглаживается и уменьшается ее отрицательное влияние.
К ковшам предъявляют требования максимального заполне-
Таблица II-4
Тип ковша * | Ширина, мм | Вылет, мм | Вместимость. дм3 | Масса ковша (с деталями крепления), кг |
IV-lOOc-IIa | 260 | 150 | 2,1 | 0,98 |
lV-ЮОс-Пб | 260 | 150 | 2,1 | 1,15 |
IV-17 5с-11а | 185 | 175 | 1,8 | 0,81 |
IV-175c-II6 | 185 | 175 | 1,8 | 0,94 |
IV-250c-IIa | 350 | 150 | 2,9 | 1,19 |
IV-250c-II6 | 350 | 150 | 2,9 | 1,43 |
* Индекс «а» относится к ковшу без дна, индекс «б» — к ковшу с плоским дном.
21
ния продуктом и полного его высыпания (при разгрузке) через разгрузочный патрубок. Однако существующие конструкции ковшей не позволяют достигнуть этого и имеют коэффициент использования от 0,75 до 0,95.
Трубы. Назначение норийных труб — не допускать россыпей и пыления продукта при его перемещении. Трубы изготавливают из листовой стали толщиной 1,2…2 мм при помощи сварки. Их собирают из отдельных секций, на концах которых закреплены фланцы из уголковой стали с отверстиями под болты для сборки. Секции труб для норий изготавливают типа I — гладкие, типа II — натяжные, типа III — со смотровым люком и типа IV — наклонные. Через монтажный люк устанавливают ковши и соединяют концы ленты. Наклонный участок около башмака имеют нории производительностью 175 т/ч и более. Условное обозначение секции трубы гладкой для нории типа 1-20—I-I-20.
Как правило, длина секций труб типов I…III равна 2 м, так как длина листовой стали, применяемой для изготовления труб, составляет в основном 2 м. Норийные трубы имеют прямоугольное сечение. Размеры труб должны быть такими, чтобы при движении ковши не касались стенок. Размеры поперечного сечения труб в свету (рис. II-10) можно определить по формулам:
При возникновении вопросов или предложений, Вы можете обратиться по следующим контактам:
1. WhatsApp: +77472323014
2. Instagram: @learnmore.kz
3. Почта: admin@learn-more.kz или learn-more.kz@mail.ru
Остальную информацию можно посмотреть в социальных сетях Instagram, Вконтакте