Кураторский час «Мои добрые дела
Цель: Формирование нравственно-зрелой личности, воспитание желания совершать добрые
дела.
Задачи:
1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество, волонтерство.
2. Формировать способность студентов к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.
3. Воспитывать нравственные чувства, социально-активную личность.
4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки, добрые дела.
Форма проведения: этический диалог?
Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролик, аудиозапись, карточки с ситуациями, карточки для рефлексии, фламастеры, ватман.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Умерсон У.
2. Мотивация. (5 минут: 3 минуты ролик + 2 минуты обсуждение)
Просмотр ролика «Простые добрые дела»
– Какие чувства и мысли вызвал у вас ролик?
– О чем заставил задуматься?
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.
(Д.Голубков)
Человек, как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…
– Какими нравственными качествами он должен обладать, “чтоб светлее стала Вселенная”?
При подготовке к кураторскому часу мы с вами проводили небольшое исследование, вы ранжировали нравственные качества, которыми на ваш взгляд должен обладать современный человек. При диагностике частоты выбора нравственных качеств вы отдали первенство честности – 70%, совесть на 2 месте -60%, поставив доброту на 3 место -50%. Далее в рейтинговом ранжировании следуют: милосердие, ответственность, мужество и т.д.
Мужество
Уступчивость
Ответственность
Доброта
Совесть
Милосердие
Честность
Порядочность
Благородство
Правдивость
Скромность
Терпение
Честность – 70%
Совесть -60%
Доброта – 50%.
Милосердие – 50 %
Ответственность – 40 %
Мужество – 40%
Порядочность – 40%
Терпение – 40 %
Благородство – 40%
Уступчивость – 20%
Правдивость – 20%
Скромность – 10%
Л.Н.Толстой сказал: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются».
Поэтому сегодня мы снова будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях, о добрых делах.
3. Этап актуализации знаний. (2 минуты)
А как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
Быть добрым в мыслях – это …………
Быть добрым в словах – это……………..
Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)
Ведь как сказал Л.Н.Толстой: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».
4. Основной этап: 18 минут.
1. (этап размышления). (2 минуты)
Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки
– Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вывод: Добро порождает добро.
И опять на память приходят слова Л.Н.Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
2. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
Работа в группах. (5 минут: 3 минуты обсуждение + 2 минуты ответ)
Прежде, чем вы начнете работу в группах, хочу напомнить вам правила общения:
Правила общения:
1. Искренность и честность в ответах.
2. Запрещение критики. Каждый говорит все о себе, а другие в это время не
высказывают своей точки зрения.
3. Не разрешается перебивать товарища при ответе.
4. Стараться быть точным и кратким в ответе.
Ситуация 1.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 2.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
3. Раскрытие понятия «Волонтерство». – презентация «Волонтер» (4 минуты)
Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем. В настоящее время в нашем государстве большое внимание уделяется добровольческому движению, волонтерству. Ставка делается на молодежь. А кто такие волонтеры, чем они занимаются, на что направлена их деятельность вы узнаете из презентации.
Презентация «Волонтер!»
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой. Л.Н.Толстой
Волонтерское движение есть и в нашем колледже. И некоторые из вас являются официальными участниками волонтерского движения . А остальные , сами того не подозревая, являются неофициальными участниками волонтерского движения. Достаточно вспомнить все акции и мероприятия в которых вы участвовали на протяжении последних 2 лет.
(просмотр фото). Узнаете себя?
Но это были мероприятия общеколледжные, в которых вы были где-то организаторами, а в большей степени активными участниками.
Но пришла пора показать, на что вы способны, какое доброе дело вы в состоянии организовать и провести самостоятельно. Предлагаю вам смоделировать мини-проект доброго дела в рамках колледжа. Надеюсь, песня Шуры вас только вдохновит на доброе дело.
4.Работа в группах. Моделирование «Доброго дела» (7 минут : 5 минуты обсуждение + 2 минуты защита)
Звучит песня в исполнении Шуры «Твори добро», в это время обучающиеся моделируют проект доброго дела в рамках колледжа.
План
1. Название мини- проекта
2. Актуальность
3. Цель
4. Сроки 5. На кого направлен, участники
6. Этапы
7. Формы работы
8. Ожидаемый результат.
Защита мини-проекта.
5. Молодцы, хорошо поработали, осталось ваши мини-проекты воплотить в мир. Я уверена, все у нас получится. Хотелось бы , чтобы вы высказались о том, что узнали сегодня, в каких мыслях и решениях стали более уверенными.
Проведем рефлексию с помощью «Я» – высказываний (у каждого ученика)
Дополните фразу:
-Я сегодня узнал, что…
-Я подумал о…
-Я стал более уверен в том, что…
-Я понял, что…
-Я испытывал чувства, настроение…
6.Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость.
А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело,
Тем живём на земле.