Учебно-методическое пособие по легкой атлетике

Методическое пособие по физическому воспитанию, раздел легкая атлетика составлено для преподавателей физической культуры, студентов специальности физическая культура, студентов колледжа для самостоятельных занятий лекгоатлетическими видами спорта.
В методическом пособие излагается теоретический и практический материал по обучению и совершенствованию технике и методике легкоатлетических видов спорта предусмотренных учебной программой. Даны специальные и общеразвивающие упражнения, указаны ошибки и пути их исправления, методические рекомендации по оцениванию двигательных умений и навыков, составлены план – конспекты уроков, дидактический материал. Эффективно и творчески решается задача по подготовке к сдачи Президентских тестов, экспресс-тестов (динамика развития и функциональное состояние организма обучающихся).

Пройти олимпиаду

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объ¬единяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья — десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе “Быстрее, выше, сильнее” можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам.
В программе современных Олимпийских игр легкая атлетика представле¬на 24 номерами для мужчин и 14 – для женщин. Легкоатлетические соревнования вхо¬дят в программы крупнейших континен-тальных спортивных состязаний: чем¬пионатов Европы, Африканских, Азиат-ских, Балканских, Британских, Панаме¬риканских игр и др.

Методическое пособие по физическому воспитанию, раздел легкая атлетика составлено для преподавателей физической культуры, студентов специальности физическая культура, студентов колледжа для самостоятельных занятий лекгоатлетическими видами спорта.
В новой программе и стандартах учебный материал по легкой атлетике не распределен по курсам. Это обязывает преподавателей физической культуры творчески, активно подходить к вопросам организации, планирования и проведения учебных занятий.
Особенно важно при этом учитывать техническую и физическую подготовленность обучающихся, условия для проведения учебных занятий, методическую последовательность обучения легкоатлетическим упражнениям.
Естественно, что каждый преподаватель должен знать все новое, прогрессивное не только в теории и практике физического воспитания, но и в педагогике, психологии, физиологии и других науках, на которых базируется физическое воспитание; систематически повышать свои специальные знания с тем, чтобы эффективно и творчески решать задачи по физическому воспитанию, подготовка к сдачи Президентских тестов, экспресс-тестов (динамика физического развития и функционального состояния организма обучающегося).
Содержание методического пособия определяет основные этапы любого урока- изучение нового материала, совершенствование, закрепление и т.д..
Структура пособия указывает на внутреннюю связь между разделами, соблюдена последовательность обучения и совершенствования. Охватывает широкий круг вопросов, знания необходимые в учебном процессе, двигательные умения и навыки.
Методическое пособие реализует новые подходы учебной деятельности. Ясность и точность изложения, нет загруженности лишним материалом
показаны элементы урока с использованием современных информационных технологий, дающих возможность объяснения теоретического материала, демонстрация образовательных процессов.

Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс, барьерный бег).

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья обучающихся. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Большое разнообразие упражнений, относящихся к легкой атлетике, обеспечивает её разностороннее влияние на организм человека. Бег, прыжки и метания развивают выносливость, силу, быстроту, ловкость, значительно расширяют круг двигательных навыков, способствуют развитию волевых качеств, повышают функциональные возможности организма, обеспечивают высокую работоспособность. В связи с этим активные занятия легкой атлетикой, в частности в период обучения, позволяют повысить не только уровень спортивных достижений обучающихся, но и, что самое главное, быстрее
адаптировать их к будущей профессиональной деятельности. Курс легкой атлетики в учебном заведении, начиная с учебных занятий, помимо оздоровительного и профессионально-прикладного назначения, напрямую связан и с развитием массового спорта среди студенческой молодежи. Основное преимущество легкой атлетики заключается в том, что она многогранна по своей сущности и воздействию и, независимо от возраста, пола и физической подготовленности, представляет наиболее широкие возможности для самореализации обучающихся через спортивную деятельность.
Как учебная дисциплина, легкая атлетика включает:
– развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
– приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
– освоение знаний о легкой атлетике, ее истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– освоение и совершенствование техники легкоатлетических видов спорта

1.Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
– травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
– травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
– выполнение упражнений без разминки.
1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания первой помощи при травмах.
1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой
подошвой.
2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления,
проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро,
гранату и т. п.).
2.4. Провести разминку.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.
3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.
3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).
3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
3.8. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
3.9. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
3.10. запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).
4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

2.Бег на короткие дистанции

Введение. Бег на короткие дистанции, или спринт, включает: бег на 60, 100, 200 и 400 м. В Англии, США, Австралии и некоторых других странах соревнования по спринту проводят на дистанциях 60, 100, 220, 440 ярдов. Вот как выглядит разница во времени пробегании метрических и ярдовых дистанций:
100 ярдов = 91,44 м; – 100 м = 109,36 ярда (+0,9 с).
220 ярдов = 201,17 м; – 200 м = 218,72 ярда (-0,1 с).
440 ярдов = 402,34 м; – 400 м = 437,44 ярда (-0,3 с).
Если спортсмен пробежал 100 ярдов за 9,2 с, то его результат в беге на 100 м в пересчете будет (9,2 + 0,9) равен примерно 10,1 с.
Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на 4 части: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.
Спринтерский бег — это бег с максимальной скоростью. Задача бегуна — как можно быстрее набрать эту скорость и как можно дольше ее сохранить. Существуют физиологические обоснования формирования скорости в спринтерском беге. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55 % от максимума своей скорости, на 2-й — 76 %, на 3-й — 91 %, на 4-й – 95%, на 5-й – 99%, на 6-й – 100%. Затем до 8-й секунды идет поддержание скорости, продолжительность этого поддержания зависит уже от квалификации бегуна. После 8-й секунды происходит неизбежное снижение скорости.
Упражнения, способствующие овладения техникой бега:
1. бег со старта под «ворота» из веревочки или планки для прыжков в высоту
2. выталкивание от стартовых колодок без шага. Приземление на руки (для смягчения ударов класть впереди колодок гимнастические маты)
3. стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога прямая отведена назад, руки согнуты, как при беге. Из этого положения начать бег, сохраняя как можно дольше горизонтальное положение туловища
4. бегать по дорожке (в наклоне) с преодолением сопротивления амортизатора, удерживаемого партнером
Упражнения, способствующие развитию специальных физических качеств.
1. Пружинистое покачивание в широком выпаде вперед
2. Ходьба выпадами вперед со штангой на плечах (с грифом штанги)
3. Бег в гору под разными углами
4. Бег по лестнице вверх через две- три ступени
5. Стоя перед плинтом (скамейка доступной высоты), правую ногу поставить на возвышенность. Оттолкнувшись левой ногой, стоящей на полу, выпрямить правую, а левую, сгибая в колене, поднять вверх. Повторить движение. Руки работают как при беге.
6. Стоя впереди набивного мяча на левой ноге, правую ногу поставить за мяч. Продвигаясь вперед, бросить мяч правой ногой вперед- вверх.
7. Стоя лицом к гимнастической стенке и сгибая ногу в колене, поднять голень с отягощением назад- вверх.
8. Лежа на груди и удерживаясь руками за перекладину гимнастической стенки, преодолевая сопротивление партнера или амортизатора, согнуть одну или обе ноги в коленях
9. Стоя на левой ноге у гимнастической стенки, правую ногу, согнутую в колене с отягощением (блин штанги), поднять вверх
10. Серийные прыжки на двух и одной ногах через препятствия различной высоты
11. Прыжки на одной ноге по ступенькам лестницы вверх
12. Стоя и опираясь пальцами ног на возвышенность в 8-10 см подняться на переднюю часть стопы. То же но с различными отягощениями на плечах.
Советы молодому педагогу. После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к его совершенствованию.Знание техники двигательных действий целесообразно оценивать одновременно с умение выполнять их. При закреплении техники низкого старта учитель вызывает трех учащихся. Один из них дает команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; другой выполняет их, а третий наблюдает за ним. После выполнения подававший команду объясняет технику низкого старта, а наблюдавший указывает на ошибки, раскрывает их и способы исправления. Обоим ставится оценка за знания теоретических сведений, стартовавшему – оценка за выполнение упражнения. Так же можно проверять знание техники прыжка в длину, метание гранаты и т.д.
2.1.Низкий старт и стартовый разбег
Техника: Начало бега (старт): наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстроначать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Длялучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки.Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости отдлины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшейноги) устанавливается на расстоянии 35 – 45 см. от стартовой линии (1 — 1,5столы), а задняя — 70 — 85 см (или на расстоянии длины голени от переднейколодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от однойстопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт)или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорнаяплощадка передней колодки наклонена под углом 45 — 50°; а задней — 60 -80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18—20 см.
В практике применяются четыре разновидности низкого старта (по расположению колодок): 1) обычный; 2) растянутый; 3) сближенный; 4) узкий.

Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки,бегун отходит на 2 — 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящембеге.
По команде «На старт! » бегун подходит к колодкам, приседает и ставитруки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорнуюплощадку задней колодки, стопой другой ноги — в переднюю колодку, иопускается на колено сзади- стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит рукиперед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираютсяна большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы кисти обращены друг кдругу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовуюлинию.
По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 – 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

2.2.Стартовый разбег выполняется на первых 7 – 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2- х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна — силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

2.3.Начало бега с низкого старта
Методика:
• Бег из различных положений высокого старта, 15 – 20 раз
1. И. П. — стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища.
Выполнение – падая вперед, начать бег.
2. И. П. — то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади.
Выполнение то же.
• Научить установке стартовых колодок
• Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!» научить рационально, распределять вес тела на ноги и руки
• Научить выбеганию со стартовых колодок
1.опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;
2. И. П. — упор лежа на согнутых руках. Выполнение — с одновременным выпрямлением рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди (628 раз каждой ногой).
3. стать в колодки, поставить руки на расстоянии 60 -70 см впереди от линии старта. Выполнение – выносить маховую ногу коленом к груди с одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз);
стать в колодки, выполнить команду «Внимание!» и, сильно оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с переходом на бег.
4. положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м перед стартовой линией. Стать в колодки, выполнить команду «Внимание!». Сильно оттолкнувшись, послать себя вперед, до падения на маты.
5. Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м
6. То же, фиксируя время

2.4. Низкий старт на вираже
Техника: Стартовые колодки располагаются у внешнего края дорожки, что обеспечивает пробегание начала дистанции по прямой, касательной к дуге внутреннего края. В дальнейшем техника та же, что и в низком старте по прямой.
Методика
• Объяснить и показать рациональное размещение колодок;
• Старты по виражу с разной скоростью;
• Использовать средства обучения низкому старту по прямой.
Методические указания: При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычноговарианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределениевеса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовойлинии и таза относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучениявыполнять на оптимальной скорости и без команды, а затем постепеннопереходить к групповым стартам с подачей команд.
Основные ошибки
• Голова запрокинута назад, т. к. бегун смотрит на финиш, спина прогнута;
• Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад;
• Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию.
Бег по дистанции -30, 60, 100, 200 метров
Техника: Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием. Важную роль играет активный вынос бедра вперед- вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением.
Методические указания: Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться: бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное.
2.5.Техника бега на короткие дистанции
Методика:
1. Пробегание дистанции с различной скоростью отрезков 40 — 80 м.
2. Специальные упражнения для овладения техникой:
• бег у гимнастической стенки;
• работа рук на месте;
• бег с высоким подниманием бедра;
• семенящий бег;
• бег с захлестыванием голени.
3. Бег с ускорением и нарастанием ритма
4. Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40— 60 м.
5. Бег в полную силу 40 — 60 м.
Методические указания: Все беговые упражнения и ускорения выполнять без напряжения, свободно. Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагаяустранить их в очередной пробежке. Одновременное указание ученику наисправление 4 — 5 ошибок не позволит ему устранить и одной.
Основные ошибки:
• Голова запрокинута назад;
• Непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела;
• Верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед;
• Постановка ноги с пятки;
• Ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед;
• Носки развернуты наружу;
• Стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава;
• Нет активного загребания стопой;
• Подняты плечи, закрепощаются руки;
• Толчок направлен вверх, а не вперед.

Техника: Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемуюплоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линиюпробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок вфинишном створе грудью или плечом.

Остальную информацию можно посмотреть в социальных сетях InstagramВконтакте

Автор публикации

не в сети 3 года

tatyana.my@list.ru

Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 01-10-2021

Добавить комментарий