КГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области
Профилактика профессионального выгорания педагогов
Дата проведения: 27.04.2022
Место проведения: Школа социального педагога
Выступающий: Сарбасова Гулден Каиржановна, социальный педагог
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.
Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.
Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины.
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию.
Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.
Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию.
К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:
Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
Психологический уровень. Он включает в себя три подуровня:
а) Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного реагирования и другое.
б) Когнитивный. Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.
в) Поведенческий (деятельностный). Поведенческое (деятельностное) противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса.
Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания.
Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.
Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.
1.Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
2.Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
3.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
4.Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
5.Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
6.Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
7.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
8.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
11.Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
УПРАЖНЕНИЕ «Графическая методика «Не дай человеку упасть»
Цель: определение стиля поведения в критических ситуациях.
Оборудование: бланк с рисунком, карандаши.
Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вы должны спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.
Интерпретация
Если на рисунке ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о решительности и активности, испытуемый предпочитает действия размышлениям, он практик, не теоретик.
Если ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что испытуемый нерешительный и терпелив, готов ждать, пока все утрясется, само собой. Испытуемый не любитель активных действий.
Если испытуемый нарисовал ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко испытуемый сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию, бездействуя в те моменты, когда нужно быть активным и решительным.
Если на рисунке ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Испытуемый очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если он чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На него можно положиться, он не подведет.
Если ПОД ОБРЫВОМ нарисован ЧЕЛОВЕК С ВЫТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что испытуемый неосмотрителен и доверчив, в критической ситуации склонен доверять кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы мог ему помочь. Но так как он не очень хорошо разбирается в людях, то его часто обманывают и подводят.
Если испытуемый ПРЕВРАТИЛ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛМИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.
Если ЧЕЛОВЕКУ нарисовали КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что испытуемый всегда найдет остроумный выход из сложного положения.
Олимпиады на нашем сайте: открыть
При возникновении вопросов или предложений, Вы можете обратиться по следующим контактам:
1. WhatsApp: +77472323014
2. Instagram: @learnmore.kz
3. Почта: admin@learn-more.kz или learn-more.kz@mail.ru
Остальную информацию можно посмотреть в социальных сетях Instagram, Вконтакте